Старики-разбойники: корейский фильм «Помнить»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён
Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён

Анастасия Сенченко рассказывает про корейский ремейк фильма про месть, которую подают холодной и на старости лет.

Добродушный старичок Фредди (Ли Сон-мин) — всеобщий любимец и живая легенда ресторана Fridays. Он задорно носит фирменные полосатые галстуки, наряжается Санта-Клаусом, чтобы порадовать юных посетителей, и по-отечески опекает симпатичного двадцатилетнего официанта Джейсона (Нам Джу-хёк). Но на самом деле у Фредди опухоль мозга, прогрессирующий Альцгеймер и зловещий план — убить парочку коллаборационистов и одного японского генерала, которые в прошлом стали причиной гибели его семьи. К осуществлению задуманного добряк Фредди переходит сразу после похорон супруги.


«Помнить» — корейский ремейк одноимённого хита 2015 года с Кристофером Пламмером.


В том фильме 80-летний Зев Гуттман в глубокой деменции отправляется на поиски офицера СС, который в Освенциме уничтожил его семью и семью Макса — нынешнего соседа Зева по дому престарелых. Гуттман на каждом шагу забывает, где он находится, без конца перечитывает письмо-инструкцию Макса и преследует только одного ушедшего от закона нациста, который, как и мститель, слишком стар, чтобы пережить суд и экстрадицию.

Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён
Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён

Корейский режиссёр Ли Иль-хён заменяет холокост личной корейской травмой — периодом японской оккупации, а ещё превращает неторопливый триллер в экшн-боевик — Фредди Ли Сон-мина, в отличие героя Пламмера, борется не с собственной деменцией и угасающим телом, а с передовыми отрядами полиции и наёмными киллерами. Американские старики-разбойники, превозмогая дрожь в руках, соревновались с самой смертью (один из подозреваемых умер за пару месяцев до прихода героя), корейский мститель бойко уходит от преследования, поучает молодёжь и вместо письма перечитывает имена будущих жертв, которые вытатуированы у него на пальцах. К тому же жертв своего расстрельного списка он преследует по-пижонски: на красном «Порше», с сумкой денег и с крайне ненадёжным раритетным револьвером времён оккупации. Одним словом, то, что в фильме 2015 года выглядело как тихая драма о неизлечимой травме, в корейском изложении стало эффектным спектаклем о прилюдном покаянии.

Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён
Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён

«Помнить» — ещё один отличный пример того, как лихо корейское массовое кино упаковывает текущую повестку в жанр. Самый экспортный корейский режиссёр Пон Джун-хо в своих «Паразитах» не только мастерски меняет регистры от фарса до хоррора, но и говорит о реальной классовой пропасти, разверзшейся в Южной Корее.


«Помнить» поднимает ещё одну важную для нации историю — непережитую травму колониального периода. Когда-то спрятанные под ковёр перед лицом красной угрозы невыясненные отношения Японии и Южной Кореи в последние годы всё активнее напоминают о себе.


У героя Фредди по этому поводу в сюжете нашлось по родственнику на каждую непризнанную официально Японией вину: отец умер от пыток в тюрьме по ложному обвинению, брат — от непосильных принудительных работ, а сестра покончила с собой после того, как обманом была принуждена стать «женщиной для утешения» для солдат японской армии, сам же главный герой был насльно призван воевать в рядах японской армии. Примечательно, что, как и в европейском оригинале, важную роль в истории играет смена имён: у героев тех тёмных времён кроме родного корейского есть ещё и японское, а в случае с Фредди и его молодым товарищем официантом ещё и рабочее европейское. Но не как необходимое средство конспирации, а как указание на насильную японизацию, а потом и европеизацию Южной Кореи.

Кадр из фильма «Помнить», реж. Ли Иль-хён

Но основной водораздел проходит в вопросах осмысления исторической вины. Холокост — самая растиражированная моральная катастрофа человечества, приговор здесь давно вынесен, а потому пожилой Зев в своей одиссее только подтверждает общепринятый вердикт. Преступления японских оккупантов и сотрудничавших с ними корейцев — сюжет менее раскрученный и однозначный. Но после всего кровавого и беспощадного экшна режиссёр Ли Иль-хён выносит по нему вердикт одновременно самый радикальный и самый гуманистический. Виноваты все, а значит, нет среди них того, кто может судить. Зев одержим справедливостью, подтверждённой законом, Фредди — лишь личной местью и виной.

В фильме есть очевидный моральный компас — молодой Джейсон, втянутый в чужую вендетту обманом, но без колебаний отвергающий любые «смягчающие обстоятельства» для убийства. Но даже несмотря на его прочувствованные монологи и эффективный параллельный монтаж, в котором мститель и его будущая жертва представляют зрителю свои версии исторической правды, очевидно, что симпатии режиссёра на стороне преступника. Очередного, в ряду многих корейских протагонистов с сомнительной репутацией, но очень понятной каждому мотивацией.

Читайте также
«Балабанов. Колокольня. Реквием»: пронзительный док Любови Аркуc
Про одного из главных российских режиссёров.
«Ламборгини: Человек-легенда»: я памятник тебе воздвиг автомобильный
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
Сериал «Уэнздей»: страх и ненависть в «Сонной Лощине»
Карина Назарова заглядывает в его готичные закоулки.
«Время года зима»: дебют актрисы Светланы Устиновой про деменцию
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Фильм «Нитрам»: портрет убийцы в юности
Максим Ершов осторожно рассуждает о том, кому и почему может понравиться фильм.
Также рекомендуем
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианн...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианн...
В российский прокат выходит фильм «Земля кочевников» — победитель Венецианского кинофестиваля и сильный п...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
Юлия Салихова объясняет, почему «Сыну» не удалось повторить успех дебюта драматурга.

Последние новости

«Майор Гром: Игра»: комплекс вины и ответственности
Рассказываем, каким получился сиквел популярной франшизы.
Слух: раскрыто название нового фильма по «Звёздным войнам»
Спин-офф Джеймса Мэнголда обретает подробности.
Вышел трейлер экранизации Dead Cells
В основу сериала ляжет популярная игра.
Многострадальный эпик (фейл) Фрэнсиса Форда Копполы: что нужно знать о «Мегалополисе»
Как создавался «Город золотой», балансирующий между триумфом и провалом.
00:00