Слушай и смотри: саундтреки из важных фильмов о войне 

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Артём Макарский выбрал восемь лент о войне (и против войны), сюжет которых можно понять, даже закрыв глаза. Страшные, мучительные, полные надежд и разочарований саундтреки этих фильмов живописуют образы войны при помощи музыкальных инструментов и слияний разных стилей. 

«Летят журавли», реж. Михаил Калатозов, комп. Моисей Вайнберг, 1957

Один из первых фильмов о Великой Отечественной как о травме, полностью антивоенный, раскрывающий то, как война навсегда разделила многие семьи, разрушила чьи-то мечты. Именно словом «мечтательная» можно описать музыку Вайнберга в самом начале — короткие заметки о влюблённых в довоенную эпоху наполнены надеждой и романтикой. С наступлением войны всё меняется — и после ухода героя Баталова на фронт музыка долго не звучит в кадре, чтобы потом робко напомнить о прежней жизни при помощи «Стейнвея». Ничего не получится — аккорды, по темпу и драматичности напоминающие партитуры Рахманинова, будут сливаться с авиаударами и звуками разбитой посуды. Настолько же выразительной и бурной будет музыка во время знаменитых сцен гибели и попытки самоубийства — чтобы потом в конце смениться на спокойную, но лишённую романтики мелодию. Всё безвозвратно изменилось — но надо жить дальше.

«Прощай», реж. Григорий Поженян, комп. Микаэл Таривердиев, 1966


Единственный режиссёрский опыт поэта Поженяна был основан на его собственной жизни, а именно участии в битве за Севастополь — достоверность событий не особенно пришлась по вкусу зрителям, которые не смогли разглядеть за противопоставлением мирной Ялты и военного Севастополя что-то ещё. Зато в истории осталась музыка, написанная для фильма — речитативы Таривердиева на тексты Поженяна. На первый взгляд, они относятся к мирной части фильма, но на деле говорят о войне куда больше многих военных песен — композитор, чередующий спокойную интонацию с откровенно надрывными строчками, временами запинается, резко замолкает, напоминает о том, что всё остаётся с тобою навеки: и мирное небо, и война, и испытание человеческой воли, и дельфины, и сосны. 

«Белый взрыв», реж. Станислав Говорухин, комп. София Губайдулина, 1969


Как и дебютный фильм Говорухина «Вертикаль», «Белый взрыв» рассказывал о восхождении — но здесь группа альпинистов преследовала совсем иную цель — обрушить лавину на лагерь нацистов. Величественность гор Кавказа у Губайдулиной передана вовсе не помпезной музыкой — здесь ощущается воспетое Лондоном и Высоцким белое безмолвие. Поначалу музыка вкрадчива и совмещает в себе приветливую, чаще всего обманчиво безмятежную мелодию с маршевыми ритмами — позже возрастает напряжение, которое подготавливает зрителя к тому, чтобы он принял очевидное: в опасном деле не обойтись без самопожертвований. Также музыка идеально сочетается со звуками, казалось бы, совсем не музыкальными: с ударом альпинистского молоточка, с рёвом самолета, с грохотом камней. При этом они  не сливаются в одно целое с окружающим миром, а умело сочетаются с ним, делая его как будто объёмнее. 

«Восхождение», реж. Лариса Шепитько, комп. Альфред Шнитке, 1976


Экранизация повести Василя Быкова «Сотников» далась Ларисе Шепитько нелегко — фильм планировали утвердить с многочисленными правками, здоровье её подводило; в итоге благодаря первому секретарю ЦК компартии Белоруссии Петру Машерову историю о предательстве среди пленных партизан приняли, ничего в ней не меняя. Вопросы у цензоров вызывала и музыка Шнитке — не в последнюю очередь из-за колокольных звонов (религиозные отсылки считались совершенно неприемлемыми). Если в начале фильма, в лесу, музыка скорее звучит как некий таинственный шум, то при попадании главных героев в город в ней проявляется мелодия, появляется нерв, она крепнет — и в кульминационной сцене оборачивается трубным зовом, движением к свету, резко переходящим после смерти в неразборчивый гул. Колокола, звонящие в самом конце, вовсе не несут радостную весть — они, наоборот, оплакивают измену: Родине, однополчанам, другу, себе.

«Песнь прошедших дней», реж. Альберт Мкртчян, комп. Тигран Мансурян, 1982


Фильм, рассказывающий о жизни труппы провинциального театра во время войны, начинается 22 июня 1941 года, поэтому радостная вступительная увертюра в этом контексте не сбивает с толку, а, наоборот, смотрится вполне уместно (и более чем уместно её повторение в самом конце). Мансурян, известный как кинокомпозитор в первую очередь по «Цвету граната» Параджанова, тут сумел найти грань между национальным и всемирным — в его композициях можно услышать ноты армянской музыки, при этом когда сама народная мелодия звучит в фильме, она гармонично работает как часть целого (саундтрека). Композитору удаётся и найти музыкальное воплощение романтической линии, и добавить драмы в нужные моменты или же заставить аккорды звучать тихо, успокоительно. «Песнь прошедших дней» — это, пожалуй, тот случай, когда музыка к фильму разнообразна, но в то же время очень цельна.

«Торпедоносцы», реж. Семён Аранович, комп. Александр Кнайфель, 1983


Аранович начинал с документальных фильмов, и в «Торпедоносцах» этот его опыт пригодился в блистательном сочетании хроники времён войны и съёмок с актёрами, в том, как на первый план временами выходит быт лётчиков Заполярья, обрекающих себя с каждым вылетом на верную смерть. Музыка Кнайфеля появляется в фильме всего несколько раз, но не даёт о себе забыть — большая её часть близка к эмбиенту, к напоминанию о том, как безмятежно может быть небо (неслучайно большинство музыки здесь звучит именно во время полёта), но строгая мелодия на клавишных не даёт забыть о войне, о смерти, о подвиге. В музыке здесь ощущается что-то близкое к религиозному — через несколько лет композитор перейдёт к этой тематике в одной из лучших своих вещей, «Свете Тихий», а пока лишь напомнит этим сравнением о том, что фильмы о войне могут быть близки к житию святых.

«Иди и смотри», реж. Элем Климов, комп. Олег Янченко, 1985


Полное ужасов путешествие белорусского подростка, постаревшего всего за несколько дней, по аду захваченной нацистами страны с музыкой становилось ещё страшнее. По воспоминаниям очевидцев, композитор Янченко был лишён сентиментальности — интересно, что кроме его музыки здесь также звучит противоположный ему Моцарт, — и это отсутствие сантиментов идеально фильму подходит. Во многих картинах из этого списка музыка вступает в противоборство с песнями на гармони, с радиоточкой — но именно в «Иди и смотри» сквозь интенсивную музыку продирается всё остальное: скрипки, плач, шёпот. 

«Свои», реж. Дмитрий Месхиев, комп. Святослав Курашов, Сергей Старостин, 2004


Драма о сбежавших из плена политруке, чекисте и снайпере была снята на натуре в Псковской области — и деревенской обстановке очень подошла музыка частого напарника Дмитрия Месхиева Святослава Курашова. Вместе с музыкой этнографа и исполнителя народных песен Сергея Старостина Курашову удалось сделать саундтрек, который не был близок к фольклорному по настроению и инструментарию, но очень точно воплощал дух народных песен. При помощи не только стандартных оркестровых инструментов, но ещё и аккордеона с гитарой композитору удалось будто бы «очеловечить» звук, при этом не делая музыку неуместно уютной. Старостина, несмотря на то, что в фильме просто использована его музыка, хочется считать полноценным соавтором саундтрека — насколько точно подходит концовке фильма его песня.

Читайте также
Обзор (к)инопрессы #36
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодня без заметок про коронавирус. Разберё...
Субъективная афиша: 4.05–10.05
Мы снова на связи — спешим поделиться рекомендациями, чтобы скрасить карантинные будни. Второй выпуск рубрики про главные релизы Сети поведает...
(Кино)расписание: 7 (не самых очевидных) израильских фильмов на каждый день
Начнём неделю со сногсшибательных новостей. Ксения Ильина составила для вас субъективный топ-7 израильских фильмов последнего десятилетия, которые точно...
Лучшие сериалы апреля: гид Татьяны Алёшичевой
Кейт Бланшетт против феминизма, спин-офф «Бульварных ужасов», сериал от режиссёра дилогии «Рейд» и «Рейд-2», абсурдистский триллер в духе «Фарг...
Обзор (к)инопрессы #35
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу и отобрал всё самое интересное для вас и за вас. Про showtime чехословацкой новой волн...
(Кино)расписание: 7 фильмов и сериалов о бездельниках, чтобы скрасить карантин
Пока продолжается карантин, многие из нас перенастроили свой жизненный уклад: мы с большим или меньшим прилежанием работаем из дома, наблюдая в соцсетях за чу...
Также рекомендуем
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки.
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
Артём Макарский рассказывает об одной из любимейших работ Софии Асгатовны.
О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки.
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...

Последние новости

Боссы Universal уверены в потенциале «Форсажа»
В баке серии фильмов ещё полно бензина.
Фрэнк Грилло и Сильвестр Сталлоне на съёмках «Короля Талсы»
Актёры сыграют главные роли в продолжении сериала.
«Майор Гром: Игра»: комплекс вины и ответственности
Рассказываем, каким получился сиквел популярной франшизы.
Слух: раскрыто название нового фильма по «Звёздным войнам»
Спин-офф Джеймса Мэнголда обретает подробности.
00:00