Роман Михайлов — главный голос современного российского артхауса

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В прокат вышел «Отпуск в октябре» — четвёртый фильм Романа Михайлова, экстраординарного режиссёра, называющего свои работы «записанными сновидениями». За последние полтора года его авторский стиль, сочетающий криминальные сюжеты с притчами о духовной трансформации, стал образцом нового артхауса. Рассказываем, из чего складываются сказочные, мистические и философские картины главного представителя российского независимого кино прямо сейчас.

Литература и кино

Роман Михайлов, режиссёр, писатель, драматург («Золотая маска» за «Сказку про последнего ангела»), доктор физико-математических наук и профессор РАН, за столь короткое время (с триумфа «Сказки для старых» на 20-м кинофестивале «Дух огня» прошло всего полтора года) стал главным голосом российского артхаусного кино и современным классиком. Фильмы он снимает без поддержки Минкульта и на минимальные бюджеты. Картины постановщика, выделяющиеся гармоничным сочетанием грубой эстетики криминальных сообществ, философии гопников, сказочных мотивов, эфемерного мистицизма, трепетных притч о поиске души и стремлении к свету, причудливых видений о смерти и возрождении, кажутся закономерным продолжением его прозы. В книгах Михайлова (его сборник рассказов «Праздники» вышел совсем недавно) тонко переплетаются истории эксцентричных героев, живущих «по понятиям» и оригинально интерпретирующих блатные ритуалы, членов религиозных общин-сект, постигающих сакральные смыслы, волшебство индийских колдунов, пристрастие к азартным играм и исследование природы человеческого безумия. Из этих же тем складывается сновидческий мир кино Романа Михайлова. Все картины режиссёра, существующие на стыке яви и видения, можно описать цитатой из шекспировской «Бури», тем более что незримая магия часто присутствует в кадре: «Мы созданы из вещества того же, что наши сны, и сном окружена вся наша маленькая жизнь».

Книга «Праздники», Роман Михайлов

Сказка странствий

Дебютная работа «Сказка для старых», созданная в соавторстве с Фёдором Лавровым, актёром и другом Михайлова, задала тон следующим произведениям режиссёра. Картина, победившая на кинофестивале «Дух огня» 28 февраля 2022 года, за день до наступления непривычно лютой весны, представляла собой андеграундную историю о странствии троих братков — Старшего (Кирилл Полухин), Среднего (Фёдор Лавров) и Младшего (Роман Михайлов) — между мирами. По сюжету криминальный авторитет Батя (Анатолий Тишин), этакий царь из русской сказки, приказал своим «сыновьям» отыскать Мулю (Евгений Ткачук), укравшего «общак». Бандита грохнули и похоронили ещё три года тому назад, но вдруг он, живой и невредимый, засветился в Петербурге, Новосибирске и Ростове. Старший, Средний и Младший разделяются и отправляются на поиски вернувшегося с того света Мули (или его неупокоенной души), и каждому из них в этом путешествии открывается нечто важное. Фантазийная «Сказка для старых», разворачивающаяся в наши дни, оглядывается на мрачную обыденность криминальных девяностых, в которой застряли центральные персонажи.

«Сказка для старых», «Вольга»

Обшарпанные подъезды, таящие опасность подворотни, наркотические трипы в подпольных клубах, соблюдение «понятий» и коммуникация, целиком выстроенная на бандитском жаргоне (слова «кент», «штрихи», «торпеды» формируют языковой код времени), воссоздают «трушный» и нисколько не романтизированный портрет эпохи беззакония и неограниченной свободы, перерастающей в анархию. Несмотря на отсутствие насилия в каждой сцене и «чернухи», свойственных большинству российских фильмов, навеянных девяностыми, картина Михайлова и Лаврова скорее взывает к самому духу страшного и вольготного для страны десятилетия, а не сосредотачивается лишь на внешних атрибутах. Гнетущая атмосфера прошлого вступает в симбиоз с не менее тревожным настоящим, а выводы напрашиваются сами собой. Впрочем, Михайлов говорил, что криминальные реалии служат декорациями, а такими осязаемыми они, как и братки — аутентичными, получились благодаря тому, что над фильмом работали люди, заставшие эпоху, включая самого режиссёра и Фёдора Лаврова. Так, роль Проводника исполняет Андрей Позднухов aka Бледный из «25/17» (метафоричные композиции «Снег» и «Город» неслучайно звучат в фильме), в одной из сцен появляется постаревший Пахом из «Зелёного слоника», Денис Кириллов из «Брата» и «Бандитского Петербурга — 2: Адвокат» перевоплощается в добродушного бандита, а криминального авторитета и вовсе играет Анатолий Тишин — соратник Лимонова. Харизматичный и неординарный каст как раз таки отвечает за успешную реализацию универсального сказочного сюжета в холодных зимних тонах. В роли рассказчика выступает Младший (сам Роман Михайлов), виртуозно раскидывающий карты в клубе. Фактурные волшебные помощники, ведьма, пускающая в ход свои чары, и проводники встречаются на пути трём братьям-браткам, которые отправляются в тридесятое царство, тридевятое государство, но у Михайлова, как и у Дэвида Линча, всё не то, чем кажется. Лабиринты подъездов, подёрнутый дымкой березняк, встреченная Средним белая лошадь, символизирующая смерть, поминки в увядающей деревне и бескрайние заснеженные поля — так, вероятно, выглядит лимб, из которого ищут выход бандиты. Хотят герои обрести вечный покой или путешествуют в мир живых — каждый зритель решает сам. Браткам во главе с Батей в любом случае придётся дождаться спасительной весны, которая уже не за горами.

О чувствах — по телефону

«Снег, сестра и росомаха», «Про:взгляд»

Мелодрама «Снег, сестра и росомаха», премьера которой состоялась в этом феврале, в День всех влюблённых, — второй, уже сольный проект Романа Михайлова, созданный без сорежиссёра Фёдора Лаврова, но с ним в главной роли. Снимали картину опять же на скромный бюджет и за одиннадцать дней в течение четырёх месяцев. Снова зима, снова сказка, снова личные воспоминания. Провинциальный мент Николай (Фёдор Лавров) вместе со своей напарницей (Юлия Марченко) устраивает облавы на наркоторговцев и в то же время сам употребляет запрещённые вещества. Елена (Екатерина Старателева) работает проповедницей в религиозной общине. Казалось бы, что может связывать оперативника и служительницу живой церкви? Но однажды Николай ошибается номером и попадает на таинственную Елену, в чей убаюкивающий голос влюбляется. С этого момента между героями устанавливается духовная связь, но их платонический телефонный роман едва ли приведёт к чему-то большему.


Если палитра «Сказки для старых» в основном складывалась из ледяных серых тонов, то «Снег, сестра и росомаха» выделяется тёплым, оранжево-золотым свечением, придающим картине определённую эзотеричность.


Чувствительная камера оператора Алексея Родионова, снимающего все картины Михайлова, вновь вводит зрителя в транс, монотонно охватывая сюрреалистические пространства квартир наркодилеров, уютной церкви и мистической голубятни. В последней, находясь под кайфом, ошивается полицейский. В кино режиссёр объединяет фольклорный вымысел с жизненным опытом. Предания о ведьмах, по ночам превращающихся в птиц, детская страшилка о росомахе, приходящей на рассвете, и призрак сестры Елены, незримо следующий за женщиной, — главные сверхъестественные элементы картины, остающиеся за кадром, но всё равно ощутимые для зрителя. Религиозная община в фильме же не воспринимается как нечто зловещее и опасное, как это было в «Солнцестоянии» Астера. Напротив, службы, на которых люди молятся, поют, обнимаются и поддерживают друг друга, воспроизводят опыт самого Михайлова, в юности бывавшего на подобных собраниях пятидесятников и видевшего в них лишь добро и свет, теперь же перенесённые в кино. На сюжет о Елене, обладающей необъяснимыми способностями, режиссёра вдохновили реальные события, произошедшие в 1980-х в одном провинциальном городке. Тогда пастор, проповедовавший в новой церкви, влюбился в женщину, которую местные считали ведьмой. Несмотря на общественное осуждение, священник и колдунья создали семью. Женщина родила двух дочерей, но отец не участвовал в их воспитании — его, как и многих других верующих в СССР, посадили. Судьбы родителей Елены сложились таким же образом. Героиня взяла пример с отца и стала проповедницей, а магический дар, доставшийся от матери, решила использовать во благо другим. В «Снеге, сестре и росомахе» искреннее желание Елены помочь отчаявшимся прихожанам «проснуться и воскреснуть» противопоставляется низменному стремлению ментов, переквалифицировавшихся в борцов с экстремизмом, уничтожить всех, кто на них не похож. «Сжигать их надо напалмом», — говорит бескомпромиссная напарница солидарного с ней Николая про последователей живой церкви, и эти слова возвращают зрителя из сказочного безвременья в жестокий мир полицейского насилия и безнаказанности. Зимнее волшебство растворяется в привычных сводках криминальных новостей: оперативники готовятся провести обыск в религиозной организации, признанной экстремистской. Случится ли встреча проповедницы и мента, которую ждёшь весь фильм, — так и останется загадкой.

Возлюби ближнего своего

«Наследие», «Вольга»

«Наследие», снятое по одноимённому рассказу из сборника Михайлова «Праздники», — мистический спин-офф «Снега, сестры и росомахи», этим летом получивший гран-при кинофестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде. Сюжет вращается вокруг жизни деревенского подростка Руслана (Олег Чугунов). Парень проводит много времени со своими сверстниками: днём они чинят машины, на домашних вечеринках слушают Аллу Пугачёву, цитируют Хайдеггера, Ницше и Соловьёва, городят сказки о криминальных авторитетах, а на дискотеках получают взбучки от борзой городской молодёжи, дерущейся стенка на стенку. Всё идёт своим чередом, пока не умирает местный знахарь-колдун Тихон, за которым приглядывал неравнодушный Руслан. Священники отказываются отпевать старика, потому что считают его старовером и беспоповцем. Руслан, нарекающий всех блаженными и мыслящий куда шире православных традиций, решает самостоятельно исполнить последнюю волю покойного и провести по нему полную панихиду. Помимо религиозных мотивов, деревенских колдунов и невидимого сверхъестественного, со «Снегом, сестрой и росомахой» «Наследие» объединяет полицейский Николай (Фёдор Лавров), который занимается привычным делом — выслеживает употребляющих наркотики, в данном случае — подростков. Только вместо проповедницы Елены всеобъемлющее милосердие проявляет старшеклассник Руслан (бенефис Олега Чугунова). В каком-то смысле «Наследие» — манифест гуманизма и любви к ближнему. Помолиться о покое человека, которого никто не пришёл проводить в последний путь из-за страха, — настоящий подвиг, совершаемый подростком. Руслан представляет собой героя нашего времени — нового Данилу Багрова, который борется с несправедливостью ненасильственными методами. Его оружие — не обрез, а молитва и самодельное кадило. Руслан — глубоко христианский персонаж: он верит, что в глубине души все люди — хорошие, спрашивает у дочери священника, видела ли она ангелов, и берёт на себя грех во имя спасения чужой души. Роман Михайлов впервые снимает кино, ставя во главе угла не бандита или мента, а подростка с обострённым чувством справедливости, и делает это очень тонко. В «Наследии» серо-голубая цветокоррекция зимних пейзажей напоминает о «Сказке для старых», а тёплая охра квартир ассоциируется с ламповостью «Снега, сестры и росомахи».

Мир деревни тоже соткан из узнаваемых фрагментов — ветхие деревянные дома, бараки, полузаброшенные гаражи и утопающее в сугробах кладбище наполняют сельскую местность светлой меланхолией, свойственной картинам Михайлова. Если в предыдущих фильмах режиссёра связь с реальностью ещё прослеживается в социальных подтекстах, то «Наследие» само по себе напоминает один бесконечный сон на грани жизни и смерти, временами похожий на хтонический эпизод из «Бумера», а длительная сцена в клубе, освещённая розово-фиолетовым неоном и словно обволакивающая героев, гипнотизирует зрителя и затягивает его в водоворот странностей и чудес. Трансцендентное сливается с религиозным, преподнося нам уникальный опыт просмотра, за который мы так любим кино Романа Михайлова.

Магический реализм

«Отпуск в октябре», «Кино.Арт.Про»

О последней на данный момент работе режиссёра, синефильской драме «Отпуск в октябре», не хочется много писать, чтобы сохранить интригу. Фильм, премьера которого состоялась в августе на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, — жемчужина творчества Михайлова. В ней идеально всё — от многослойной ностальгии по советскому кинематографу застойного периода (оммажи «Отпуску в сентябре» и «Осеннему марафону» лежат на поверхности) до сновиденческого погружения в съёмочный процесс, здесь и сейчас запечатляющий магию актёрских перевоплощений. Режиссёр говорил, что, работая над фильмами, обходится без сценария и использует лишь эпизодный план, а в основе его метода лежит ролевая игра, поэтому кино постоянно трансформируется и раскрывается в самом неожиданном ключе. Актёрам же Михайлов даёт свободу импровизации и подстраивает сюжеты под них. «Отпуск в октябре» — буквально живое свидетельство того, как создаётся артхаус — пульсирующий, трепещущий, мечтательный и экспериментальный. Фильм многие назвали российской версией «Внутренней империи» Линча, однако возможная трактовка происходящего на экране как вещего сна молодой советской актрисы из 1970-х (восхитительная Мария Мацель) о будущем напрочь избавляет кино от какой-либо вторичности. «Отпуск в октябре» — главный символ нынешнего застойного периода, подлежащий всевозможным интерпретациям. Его нужно смотреть как головоломку и любить как арт-объект, фиксирующий связь эпох. Третьего не дано. Пятая картина Романа Михайлова «Поедем с тобой в Макао», в которой он играет одержимого покером героя, сейчас находится на этапе постпродакшена. Это будет первый серьёзный российский фильм на тему азартных игр.

Читайте также
Сцены после жизни: каким отразился мир в новых работах режиссёров-экспериментаторов
Обзор 13-го выпуска короткометражного экспериментального конкурса In Silico.
Весь мир — театр: как устроено кино Мартина МакДоны
Путь культового режиссёра, который перенёс театральный опыт в большое кино.
Женщины с «Золотой пальмовой ветвью»: истории Жюстин Трие, Жюлии Дюкурно и Джейн Кэмпион
Масштабный материал о творческом пути трёх женщин-режиссёров.
Шайа ЛаБаф: отвратительный и великолепный
Безумный скандалист или гениальный пиарщик?
Демоны внутри: история феноменального успеха «Изгоняющего дьявола»
Влияние и переосмысление демонического наследия.
Также рекомендуем
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.
Какой поолучилась картина выпускницы творческой мастерской Александра Сокурова.
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Холодный, но важный для российского кинематографа фильм.

Последние новости

Первый взгляд на «Кошмар Питера Пэна в Неверленде»
Это будет ужастик от создателей хоррора «Винни-Пуха: Кровь и мед».
Кейт Бланшетт о сатире «Слухи»: «Этот фильм не пытается быть высказыванием»
По сюжету, лидеры стран «Большой семёрки» потерялись в лесу.
00:00